Почти полмиллиарда рублей потратила мэрия Хабаровска на развитие общественного транспорта за последние пять лет
Услугами общественного транспорта в Хабаровске пользуются две трети населения города.
Время 11:35  |  Дата 24.07.2014

В Хабаровске состоялась коллегия при мэре города, посвященная состоянию и перспективам развития городского пассажирского транспорта, в ходе которой с докладом выступил начальник управления транспорта администрации города Андрей Слободенюк.

Более 65% населения Хабаровска пользуются услугами общественного транспорта. Ежегодно им перевозится более 105 млн человек. При этом 72% перевозок осуществляется силами муниципальных транспортников. Каждый день в Хабаровске на маршруты выходят более 750 единиц транспорта. В отрасли работают более 3600 человек, из них 2300 заняты на муниципальных предприятиях. Такие данные озвучил начальник управления транспортом администрации Хабаровска, выступая на заседании коллегии при мэре города, сообщает «Открытый город».

Андрей Слободенюк также подчеркнул, что благодаря поддержке администрации Хабаровска, за последние десять лет муниципальные предприятия пополнили свой подвижной парк 205 автобусами, 20 трамваями и 20 троллейбусами, а капитальный ремонт прошли 16 автобусов, 12 трамваев и 14 троллейбусов. Кроме того, для повышения качества работы было отремонтировано 16,5 км трамвайных путей и 36 км контактных сетей. За пять лет финансирование отрасли составило более 424 млн руб.

При этом, по словам начальника управления, у транспортных предприятий остается ряд нерешенных проблем. Одна из острейших — финансовая нестабильность предприятий, основной причиной которой является опережающий рост расходов над доходами. «Доходы муниципальных перевозчиков покрывают лишь 84,5% расходов, — объяснил Слободенюк. — С 2010 по 2014 годы расходы на топливо, ГСМ, электроэнергию, запчасти, услуги ЖКХ (а это основные статьи расходов), увеличились на 36,1 %, а доходы, формирующиеся лишь из продажи билетов и получения компенсации за перевозку льготников увеличились всего лишь на 13,6%».

По словам главного транспортника Хабаровска, муниципальные пассажироперевозчики предпринимают все возможные усилия для снижения издержек, стараются сэкономить и сократить затраты путем энергосберегающих мероприятий, экономят на коммунальных услугах и т.д. Результатом стало сокращение затрат на 200 млн руб. по итогам 2013 года. Однако этого недостаточно, чтобы вывести предприятия транспортной отрасли из затянувшегося кризиса. Так, по итогам 2013 года ХПАТП-1 имеет кредиторскую задолженность в сумме 182 млн руб.

По мнению Андрея Слободенюка, причины этого кроются в несовершенстве нормативно-правовой базы на федеральном уровне: «Согласно федеральному законодательству, организация перевозок — обязанность муниципалитета, но при этом все регулирующие и контрольные функции оставлены вне компетенции органов местного самоуправления. Например, вопросы ценообразования и контроля за деятельностью транспортных предприятий городского пассажирского транспорта находятся в ведении краевых и федеральных властей, а ответственность за их организацию лежит на муниципалитете». В таких условиях, по признанию начальника управления транспорта городской администрации, сложно создать четко действующую систему.

Еще одной причиной нерентабельности перевозок начальник транспортного управления назвал тарифы на перевозки, которые, по его словам, в Хабаровске одни из самых низких в России по отношению к протяженности маршрута. Из-за несбалансированности тарифной политики на муниципальных предприятиях по сравнению с коммерческими перевозчиками средняя заработная плата на 40% ниже (в среднем 26 тыс. руб.), хотя социальная нагрузка на муниципалов на порядок выше. К примеру, муниципальные предприятия за свой счет учат граждан на водителей автобуса, трамвая, троллейбуса. За 2013 год было обучено порядка 30 человек, но далеко не все из них остались работать у муниципалов. Причина все та же: низкий уровень оплаты труда. В связи с этим дефицит кадров на городских предприятиях транспорта составляет 30%.

Вместе с тем, компенсации, предоставляемые муниципальным перевозчикам за проезд граждан по единому социальному билету в размере 603 руб., как показал мониторинг, не отвечает действительному количеству проездов граждан в городском общественном транспорте. В результате муниципалы теряют на провозе льготных категорий граждан 325 млн руб. По мнению начальника транспортного управления города, в подобной ситуации краевому правительству стоит пересмотреть меры экономической поддержки городских предприятий.

От несбалансированной тарифной политики достается и коммерческим перевозчикам. Так, по словам Андрея Слободенюка, с 2010 года в городе прекратили свое существование 29 коммерческих перевозчиков, а обновление подвижного состава сократилось с 60 в 2010 году до 20 новых машин в 2013.

М.К.

Фото Максима Кряжева



Яндекс.Метрика